СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ
Психологическая служба в образовательном процессе колледжа оказывает содействие в формировании благоприятных условий для развития личности студенческой молодёжи, их индивидуальности, творческих способностей, их адаптации к будущей профессиональной деятельности, способствует созданию у юношей и девушек мотивации к обучению, помогает определению психологических причин нарушения личностного и социального развития, занимается профилактикой условий возникновения подобных нарушений.
Приоритетной задачей в работе педагога-психолога является организация психологического сопровождения деятельности студентов в учебно-воспитательном процессе колледжа. Чтобы эта деятельность была результативной и востребованной, мы в первую очередь выстроили свою систему профессиональных действий (это – совокупность методических и психологических мероприятий, направленных на создание условий для результативной профессиональной деятельности (моей) психолога в колледже).
Система работы психологической служба строилась как интегральное явление, представляющего собой единство четырёх аспектов – научного, прикладного, практического и организационного.
Научный аспект – научное обоснование и разработка психодиагностических, психокоррекционных, психопрофилактических и развивающих программ, способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в образовательном процессе колледжа (см. в пункте ).
Прикладной аспект – использование работниками образования психологических данных при составлении учебных программ и планов, разработке дидактических и методических материалов, построение и реализация программ обучения и воспитания (см. в пункте).
Практический аспект – психологическая работа непосредственно со студентами, учебными группами, преподавателями, родителями для решения конкретных проблем (см. в пункте ).
Организационный аспект – создание структуры психологической службы колледжа, обеспечивающей как взаимодействие всех её звеньев по содержательным и организационным вопросам.
Структура психологической службы колледжа состоит из 4 базовых этапов:
I этап- проф.ориентационная работа;
II этап – работа по выявлению уровня адаптации к условиям нового учебного заведения;
III этап – психолого-педагогическое сопровождение;
IV этап – консультирование по дальнейшей профессиональной деятельности (окончание колледжа).
Реализация каждого этапа осуществляется по восьми основным направлениям работы психологического сопровождения:
1) Психологическая диагностика;
2) Психологическая коррекция и развитие;
3) Психологическая профилактика;
4) Психологическое консультирование;
5) Психологическое просвещение;
6) Ведение документации:
– нормативная документация (своевременная замена при обновлнеии содержания и норм психологической работы в сфере образования РФ: Закон РФ «Об образовании», закон РБ «Об образовании, Конвенция ООН о правах ребёнка, Положение о психологической службе в колледже, должностная инструкция педагога-психолога, инструктивные письма и приказы вышестоящего руководящего органа);
– специальная документация (закрытая: заключения, психологический паспорт, коррекционные карты; и открытая: психологические характеристики, рекомендации);
– организационно-методическая документация (блок документальных средств, определяющих границы психологических воздействий и зоны их проникновения в педагогическое пространство: графики, бланки, журналы, отчёты);
– юридическая документация (трудовой договор, юридическое согласие родителей на психологическое вмешательство);
7) Научно- исследовательская работа;
8) Организационно-методическая работа.