8 июня 2021 года кураторами групп МК-11 (Гесс И.В.) и ДСМ-12 (Леонтьев С.Ф.) проведен совместный классный час, посвященный Улу-Телякской трагедии.
В этом году исполнилось 32 года с момента крупнейшей железнодорожной катастрофы, которой ранее не знал мир. В ночь с 3 на 4 июня 1989 года в 1.10 местного времени у села Улу-Теляк Иглинского района Башкирии на злополучном 1710-м километре, которые местные называют Змеиной горкой, мгновенно сгорело два пассажирских поезда — «Новосибирск — Адлер» и «Адлер — Новосибирск». В них находились 1284 пассажира и 86 сотрудников железной дороги.
Причиной взрыва стала искра, которая воспламенила газ, вытекший из прохудившегося продуктопровода «Западная Сибирь — Урал — Поволжье». По официальным данным, погибли 575 человек, среди них 181 ребенок, включая девять шестнадцатилетних хоккеистов молодежной команды «Трактор-73». 317 человек умерли в больницах Уфы и Аши, так как смерть при таких ожогах отсрочена по времени – у обожженных через несколько суток отказывают почки. Более 600 пассажиров стали инвалидами. Лишь 52 счастливчика вышли из огня с незначительными повреждениями.

Тела и прах заживо сгоревших под Улу-Теляком увезли в 45 областей России и девять республик бывшего СССР. Говорят, что погибших могло быть больше – в летний сезон в «курортных» поездах могли находиться и безбилетники, как полагают эксперты, не менее ста человек. Тогда дети часто ездили с родителями на одной койке, были льготные и неучтенные пассажиры. Именно после этой катастрофы на поездных билетах стали указывать паспортные данные, в том числе и детей.

Следствию так и не удалось установить, вспыхнул ли накопившийся в низине газ от искры, возникшей на рельсах из-за торможения составов, или от сигареты, выброшенной из окна проходящего поезда. После мощного объемного взрыва начался гигантский пожар, охвативший площадь в 250 гектаров. Сам воздух стал адским пламенем. Военные потом определили: мощность взрыва составила 20 мегатонн, что соответствует половине атомной бомбы, которую американцы сбросили на Хиросиму. Факел пожара было видно даже из Уфы, которая находится в 90 километрах от Улу-Теляка.

Из 38 вагонов обоих составов ударной волной было сброшено с путей 11 вагонов, от семи из них остались только платформы и остовы. 27 вагонов обгорели снаружи и выгорели внутри. Можно себе представить, что происходило в этому аду с хрупкими человеческими телами. Останки многих пассажиров даже не удалось найти, родственники увозили домой хоронить землю с пожарища.

С первых минут этой ужасной драмы, десятки специальных служб и ведомств были подняты по тревоге, а вся страна с болью в сердце наблюдала за ходом этой спасательной операции.

Между тем, в этой трагедии много мистики. Например, два «зеркальных» скорых поезда – № 211 и 212, следовавших в Новосибирск и Адлер не должны были встретиться на этом перегоне.

Но состав из Новосибирска опаздывал. В Аше поезд остановился, к одному из вагонов подъехала «скорая», забрала из поезда беременную женщину. Опоздание составило семь минут. У Змеиной горки поезда почти разминулись, когда раздался страшный взрыв. Ранее о сильной загазованности в этом районе сообщил машинист товарняка, проходившего за несколько часов до трагедии. Но сообщение, вероятно, не дошло до тех, кто мог принять меры. Потому что за три часа до катастрофы приборы показали падение давления в трубопроводе. И вместо того, чтобы искать утечку, дежурный персонал лишь увеличил подачу газа для восстановления давления. В результате через трещину в трубе под давлением вытекло значительное количество пропана, бутана и других легковоспламенимых углеводородов.

Трубопровод прорвало на горе, за несколько километров от рельсов. Но из-за безветренной погоды газ стек в низину, где и находилась железная дорога. Как показала проверка, скопление газа шло в течение 20—25 дней и все это время там проходили поезда.

Так что могло быть все иначе – каждый пассажирский поезд прошел бы в свое время или встретились они в другом месте — ничего бы не случилось. И, может быть, не вспыхнула злополучная случайная искра.

Возле мемориала на 1710 километре есть братская могила, где захоронены 327 «невостребованных» урн — с прахом тех, кого не удалось опознать.