Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A
close-drop

Методическая работа

Методическая работа в колледже осуществляется через индивидуальные и групповые формы работы, учебно-методическое обеспечение деятельности колледжа по различным направлениям, через организацию работы педагогического коллектива по созданию и совершенствованию учебно-программной и учебно-планирующей документации в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов по специальностям и профессиям СПО, через работу по повышению профессиональной квалификации педагогических кадров, инновационную деятельность, а также через работу педагогического и методического советов, работу методического кабинета и предметно-цикловых комиссий.

Функционирование методической службы в колледже основывается на принципах открытости, автономности, научности, гуманизации, системности, вариативности и разноуровневости.

В современных условиях методическая служба работает в тесном контакте с другими профессиональными образовательными организациями, РУНМЦ, ФГАУ ФИРО, ИРО РБ, вузами, Министерством образования РБ, производственными предприятиями. От одних объектов внешней среды она получает информацию о новых методах, технологиях обучения, от других - заказ на определенные профессиональные умения, общие и профессиональные компетенции и качества личности специалиста.

Методическая служба колледжа также руководствуется принципом автономности: самостоятельно решает, какую модель методической работы ей создать, какие проблемы по повышению квалификации преподавателей нужно решить в данном учебном году. При необходимости обращаясь за консультацией в республиканский учебно-научный методический центр, принимает решение о целесообразности и необходимости того или иного нововведения.

Наука питает учебный процесс и делает высоким качество подготовки специалистов. При этом научно-методическая работа преподавателя профессиональной образовательной организации не претендует на высокую степень научности и носит преимущественно прикладной характер. Педагог занимается наукой не с целью создать новое научное знание, сделать открытие, а в связи с необходимостью совершенствования собственной профессиональной деятельности и учебно-воспитательного процесса.

Принцип научности в коллеже реализуется через опытно-экспериментальную работу преподавателей, исследовательскую деятельность студентов, через работу республиканской инновационной площадки.

Современные личностно-ориентированные педагогические технологии построены на уважении личности, прав и достоинства обучающихся, развитии их творческих возможностей. Грамотно воспользоваться этими технологиями могут только те педагоги, которые не приемлют авторитаризма. Руководство методической работой преподавателей также не может строиться на авторитарной основе. Поэтому важным является смещение приоритетов в работе методической службы в сторону формирования не только профессиональных навыков, педагогического мастерства педагога, но и развития его личности, самосознания. С этой целью при проведении педагогического лектория уделяется внимание не только конкретным методическим вопросам и проблемам, но и вопросам, формирующим методологическую культуру преподавателя.

Гуманизация методической работы проявляется и в том, что изменились отношения между методической службой и преподавателями. Она рассматривается как методический сервис для преподавателя, а не как репрессивно-контролирующая система. Более широко стали использоваться разнообразные демократические формы методической работы - консультации, дискуссии, которые позволяют отстаивать собственные позиции, формировать профессиональный опыт в результате спора или совместного обсуждения.

В учебном заведении сформирована система методической работы: составлен график ежемесячного проведения различных коллективных и индивидуальных форм работы, проводятся занятия школ передового педагогического опыта, разработчиков программ подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) и программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС), аттестующегося педагогического работника, начинающего педагога, осуществляется плановое повышение профессиональной квалификации педагогических работников, проводится диагностика и мониторинг методического мастерства преподавателей и мастеров производственного обучения в процессе прохождения ими аттестации. Методическая работа имеет дифференцированный многоуровневый характер: фронтальная и индивидуальная, групповая и коллективная.

Важная роль в обеспечении педагогических работников методическими материалами отводится методическому кабинету. Методический кабинет становится центром учебно-методической и научно-методической работы преподавателей колледжа.

Методический кабинет колледжа содержит следующие отделы:

  • ·нормативно-правовой (нормативно-правовая база, должностные инструкции и локальные акты);
  • ·информационный (газеты и журналы, методическая и предметная литература, информационные письма МО РБ, РУНМЦ МО РБ, ИРО РБ, папка «Методический кабинет» в локальной сети колледжа);

  • ·организационно-педагогический (текущие и перспективные планы работы методического кабинета, методического совета, планы повышения квалификации, аттестации педагогических работников, планы работы ПЦК);

  • ·контрольно-диагностический (сведения о педагогических работниках колледжа, методики анализа уроков и занятий, анализы посещённых занятий);

  • ·научно-методический (документы и материалы по внедрению инноваций в ОУ, материалы экспериментальной площадки, рекомендации по организации работы с одарёнными детьми, выставка творческих исследовательских работ студентов);

  • ·аналитический (отчёты о методической работе, о работе ПЦК, результаты аттестации, результаты участия преподавателей и студентов в семинарах, олимпиадах, конкурсах и конференциях, отчёты в различные инстанции);

  • ·обобщение опыта (методические папки преподавателей, папки ПЦК, материалы из опыта работы, выставка лучших методических разработок педагогических работников, материалы школ начинающего педагога, школы передового педагогического опыта, школы разработчиков ОПОП);

  • ·архив (планы работы, протоколы заседаний методического совета и другая документация за последние 5 лет).

Методический кабинет организует участие и помогает в подготовке и оформлении творческих работ обучающихся и педагогических работников для участия в городских, региональных, республиканских, федеральных конкурсах, конференциях, фестивалях, семинарах.

Особенная роль в организации методической работы в колледже принадлежит предметно-цикловым комиссиям. В колледже сформированы и работают 17 предметно-цикловых комиссий. Каждая комиссия имеет научно-методическое, направление, соответствующее методической проблеме колледжа: формирование успешной, мобильной, конкурентноспособной, способной к самореализации и саморазвитию, к профессиональной творческой производственной деятельности личности выпускника, обладающей гражданской зрелостью, нравственной и моральной устойчивостью. ПЦК работают по плану работы на учебный год, создавая учебно-методическое обеспечение реализации ППССЗ и ППКРС. Работа по осуществлению планов обсуждается на заседаниях методического совета колледжа, совещаниях, проводимых заместителем директора по учебной работе. В конце года каждая ПЦК сдаёт в методический кабинет отчёт о проделанной работе.

Преподаватели колледжа занимаются изучением, апробацией и дальнейшим использованием в своей деятельности современных образовательных технологий, таких как технология учебного проектирования, информационно-коммуникативные технологии, технология коллективной мыслительной деятельности, ролевого моделирования, модульного обучения, личностно-ориентированного обучения, здоровьесберегающие технологии, практико-ориентированное обучение, технология развития критического мышления и др. Предпочтение отдается развивающим методикам, учитывающим индивидуальные особенности студентов, способствующих формированию общих и профессиональных компетенций.

В своей педагогической деятельности преподаватели колледжа создают учебно-методические комплексы. Лучшие из них рассматриваются на заседаниях методического совета колледжа и рекомендуются для рассмотрения на предмет присвоения грифа «Рекомендовано МО РБ».

Научно-методическая работа осуществляется по следующим направлениям: исследовательская работа преподавателей, их участие в научно-практических конференциях различного уровня с результатами исследований, исследовательская работа обучающихся под руководством преподавателей (НСО), функционирование инновационной площадки.

Наблюдается тенденция к увеличению числа преподавателей, которые участвуют в российских, республиканских, городских научно-практических конференциях, семинарах, где они выступают с докладами, отправляют статьи для участия в заочных научно-практических конференциях, распространяют свой опыт и сами пополняют багаж педагогических знаний. Отмечена положительная динамика количества обучающихся колледжа, ставших призёрами олимпиад, конкурсов и научно-практических конференций различного уровня.