Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A
close-drop

Психологическое консультирование

Психологическое консультирование

Сущность психологического консультирования заключается в актуализации психологических сил и способностей (личностных ресурсов) тех, кто обращается за помощью в процессе специально организованного процесса общения. Консультирование предполагает поиск способов для решения проблем гармонизации отношений с окружающими, самим собой, а также для выхода из трудных жизненных ситуаций.

Консультации проводятся по запросу администрации, родителей, педагогов и чаще всего самих студентов. Результатом консультирования являются удовлетворение реального запроса и выработка (формулирование) рекомендаций коррекционно-профилактического и информационного характера. Основной метод психологического консультирования – беседа, а форма проведения – индивидуальная консультация.

Мои профессионально - этические принципы при проведении психологического индивидуального консультирования:

 

Моё кредо:  

 «Учусь верить в свет даже на дне бездны,

 видеть его, помнить о нём, что бы ни случилось,

нести в себе  и находить в других».

Мои гуманистические максимы:

- не навреди!

- индивидуальный подход;

-ребёнок не может быть средством в достижении психолого-педагогических целей;

-самореализация психолога – в творческой самореализации ребёнка;

-дети – носители грядущей культуры; соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения; воспитай диалог культур!

-доверяя -  не проверяй!

-защищая ребёнка, учи его защищаться;

-всегда принимай ребёнка таким, какой он есть, в его постоянном изменении;

-все трудности непринятия преодолевай нравственными средствами;

-не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий;

-признавай право на ошибку и не суди за неё; ошибаться – это нормально;

-умей признать свою ошибку.

Мой стиль:

-психологическая поддержка, т.е. процесс, в котором происходит сосредоточение на позитивных сторонах и преимуществах ребёнка, что позволяет последнему достичь следующего:

-укрепить самооценку;

-поверить в себя и свои способности;

-избежать ошибок;

-пережить неудачи.

Поддерживать ребёнка – значит верить в него.

Психологический смысл консультирования состоит в том, чтобы помочь человеку самому решить возникшую проблему. Только таким образом он сможет накапливать опыт решения подобных проблем в настоящем и в будущем. Консультация проходит результативно, если соблюдаются следующие этапы:

          - консультация проводится на добровольных началах (в этом случае обратившиеся осознают существование проблемы и мотивированы на её решение);

          - вовлечение консультируемого в консультативный процесс. Психолог ответствен за помощь консультируемому в том, чтобы последний стал активным лицом в консультативном процессе: удовлетворённость этим процессом у консультируемого возрастает по мере его вовлечённости (Главное суметь построить процесс так, чтобы консультируемый взял на себя ответсвенность за решение вопроса и он полностью смог бы отказаться от желания перекладывать на другого решение своего вопроса);

          - консультируемый рассматривается как равный, а не подчинённый и, следовательно, имеет равные с психологом права в процессе принятия решения;

          - уточнить и осмыслить проблему совместно с консультируемым (увидеть консультируемого не самого по себе, а в сложной системе межличностного взаимодействия с учётом анализа всей ситуации в целом);

          - анализ системы знаний об онтогенезе (формы, типы, варианты развития всех важнейших психологических новообразований, а уже на их основе – и многообразие индивидуальных особенностей);

          - анализ случая через призму целостного жизненного пути личности, который снимает в себе семейную ситуацию сегодня и вчера, факторы риска, болезни, прошлое и будущее, генетически заданное и культурно приобретённое, особенности прохождения нормативных возрастных кризисов и особенности формирования психологических новообразований всех предыдущих возрастов;

           - осуществление задачи индивидуального подхода – наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей консультируемого, укрепление его собственной активности, раскрытие неповторимости его личности. Индивидуальный подход нужен благополучным студентам не меньше, чем трудным. Консультируемому необходимо дать шанс, возможность осуществления самого себя, дать почувствовать, что у него всё хорошо и в него верят. И.В.Дубровина указывает на то, что теперь признаётся следующее: опора на субъективно успешную (интересную, привлекательную, любопытную) для человека область знания или деятельности оказывает прогрессивное влияние на становление его личности, позволяет развиваться его интересам, уверенности в своих силах, способностям.

Французский психолог А.Валлон, анализируя ход психического развития ребёнка, пришёл к важному для практического психолога выводу: создаваемые на каждом возрастном этапе развития психики внутренние предпосылки намного богаче их последующей реализации. Иначе говоря, только часть (притом относительно небольшая) интеллектуальных резервов ребёнка плодотворно реализуется. Очевидно, что выявление этих резервов выступает необходимой предпосылкой нахождения наиболее целесообразных и действенных методов индивидуального развития детей. У каждого ребёнка свой потенциал развития, надо помочь ему этот потенциал почувствовать, осознать и реализовать. При этом и учёба приобретает для него личностный смысл, и не будет создавать особых проблем ни самому ребёнку, ни учителю, ни родителям.

Это справедливо для детей на разных стадия онтогенеза.

Центральным моментом в индивидуальных особенностях человека являются его способности. Психическое развитие ребёнка без развития его способностей – невозможно. Уровень развития и предметная специфика способностей являются как бы результатом положительного переживания себя в той или иной деятельности, желания и умений заниматься этой деятельностью, уверенности в своих силах, а, следовательно и мобилизация этих сил. Успех в любой деятельности основан на нехитрых понятиях: мне нравится, я хочу, умею, верю в себя. Но всякая психологическая реальность, которая скрывается за этими глаголами, не дана ребёнку изначально.

Американский психолог У. Глассер отмечал, что слишком много учащихся, студентов страдают от неудач.

Единственная возможность избежать личностных трудностей (тревожности, гнева, зависимости) является творческая деятельность, выращивание чего-то из себя.

Конечно, для того чтобы позволить себе вырастить что-то внутри себя, необходимы мужество и воля остаться одному, и решать одному, и думать одному (т.е. взять ответственность на себя). Человек может избегать проявления воли – например, делая себя нечувствительным к своим желаниям или чувствам, отказываясь от выбора или перекладывая.

«Одна из самых важных наших ответственностей – за то, чтобы принять ответственность за свои проекции и стать тем, что мы проецируем… Принятие ответственности за свою жизнь тождественно богатству переживаний и способностей. … как много вы выиграете, приняв ответственность за каждую свою эмоцию, за каждое своё движение, - и сбросите с себя ответственность за всякого другого».                             (Фредерик Перлз)

Ключевым моментом здесь является не ответственность за поступки или даже за мысли, но в первую очередь – за эмоции и ощущения. Перенос негативных эмоций на других легко объясняет, почему я страдаю. Потому что «виноваты всё время они».

Поводов для недовольства в повседневной жизни много (не так говорит, не так делает…). Следуя рекомендации Перлза, мне нужна самая малость: признать, что неприятная эмоция из-за «них» - МОЯ СОБСТВЕННАЯ, и они здесь абсолютно ни при чём. Я хозяин своей эмоции, я её властелин. Она вспыхнула во мне внезапно, как молния, я имею счастливый случай её рассмотреть. Я имею возможность её послушать, ею управлять, разрешить ей развиваться или превратить во что-то другое. Я получил возможность (благодаря ничего не подозревающим «им») обратить внимание на себя, конструировать себя. Я снова живу! В этот момент и происходит выращивание чего-то из себя.

Всё моё возмущение, он, который не так делает – это тоже я, только с отрицательным знаком, и эмоция тоже направлена на выделение энергии, чтобы предотвратить МОЙ внутренний конфликт с самим собой. Внешние проявления этого конфликта лишь результат моей несвободы, неспособность уладить конфликт внутри себя. Отказ себе в разрешении признать, что ЭМОЦИЯ МОЯ, только моя и ничья больше. Она нужна мне, чтобы осветить меня изнутри!

До тех пор пока я буду не в состоянии принять ответственность за свои эмоции, за своего внутреннего оппонента, не произойдёт ситуации внутренней встречи «Я» - «ТЫ», не произойдёт диалога этих двух субличностей, они не помирятся, и эмоции снова и снова будут обрушиваться на внешние объекты, которые «во всём виноваты».

Итогом консультирования является определение «зоны ближайшего развития» и это касается не только отдельных функций и психических качеств, но личности в целом;

  • составление индивидуальной коррекционной или развивающей программы;
  • составление графика встреч с консультируемым (день недели, время, длительность встреч);
  • контрольное тестирование, разработка рекомендаций, заключение.

В зависимости от анализа психологического запроса определяется содержание психологической помощи: общая эмоциональная поддержка; направление в профильные учреждения; информирование; индивидуальные рекомендации; развивающая работа (анализ жизненной ситуации и жизненной альтернативы; поиск внутренних резервов; выбор жизненно важных целей, предназначение; личностный рост и др.); коррекционная работа (арт-терапия, поведенческая терапия,  социальная терапия и др.).