Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A
close-drop

ГАПОУ СКСиПТ

О нас

Психологическая помощь

Психологическая профилактика и просвещение

Психологическая профилактика

«С точки зрения специалистов детского здоровья и развития существует ряд негативных внутренних и внешних факторов, приводящих к нарушениям поведения, невротическим и психосоматическим расстройствам в детском возрасте. К основным психогенным факторам относятся эмоциональное, интеллектуальное и сенсорное перенапряжение или дефицит аналогичных воздействий, а также семейная структура (состав семьи и семейная ситуация) и особенности детско-родительских взаимоотношений».  ( Е.И.Изотова)

Экзогенные ( анти-, пре- и перинатальная патология (нарушение беременности в форме токсикозов и резус-несовместимости; соматические заболевания матери; курение; бытовая алкоголизация; нарушение течения родов и аномалии периода новорожденности)),  эндогенные (наследственность) и социальные факторы, которые способствут психоэмоциональному неблагополучию и нарушению психического здоровья детей.

Чтобы сохранить и восстановить психическое здоровье студентов, ослабить или нивелировать данные факторы и адаптировать к их негативному воздействию на уровне индивидуальной реактивности, психологическая служба колледжа осуществляет ряд психологических воздействий. Это психопрофилактика, обеспечивающая предотвращение нервно-психических и психосаматических заболеваний; затем психогигиена, сохраняющая и укрепляющая нервно-психическое здоровье, а также психореабилитация, которая восстанавливает и компенсирует нарушенные психические функции и состояния, личностный и социальный статус.

В условиях колледжа осуществляются два вида психологической профилактики: просвещение как информирование студентов о причинах нарушений психического здоровья в комплексе с методами их предотвращения и создание благоприятной, стабильной атмосферы, снижающей возможность стрессовых ситуаций.

Отсюда задачи психопрофилактики – следующие:

- обеспечение положительного эмоционального фона студентов в процессе учебной деятельности;

- регуляция умственного напряжения, провоцирующего хроническое утомление студентов;

- предотвращение  психотравмирующих ситуаций в колледже.

Комплексное профилактическое воздействие в условиях колледжа осуществляется в следующих направлениях.

Первичная профилактика

Работа со всеми студентами первого года обучения. Адаптация студентов к новому учебному заведению, к новому коллективу  (проведение профилактики отклонений и нарушений: выявление студентов, имеющих трудности в поведении и учёбе, а также студенты с повышенной тревожностью, эмоциональной неустойчивостью, выраженной интравертированностью, застенчивостью, замкнутостью, высокой индивидуальной реактивностю на стрессовые факторы, склонные к психологической защите в форме изоляции, к реакциям истерического и психастенического типов). Работа с родителями студентов, у которых выявлены определённые психологические трудности.

Формы работы:

-  анкетирование (анкета И.И.Барковской), (анкета разработанная заместителем директора по воспитательной работе М.А.Минеевой);

- диагностика: опросник Леонгардо «Выявление акцентуаций характера»; выявление стрессогенных ситуаций, опросник Кондаша; методика анализа семейного воспитания АСВ, опросник Э.Эйдемиллера и В.Юстицкиса, определение типа семейного воспитания, типа отклонения семейного воспитания и изучение психологических причин отклонений в семейном воспитании, если таковые имеются; опросник Д.Айзенка «Определение темперамента».);

- просвещение: выступление на педагогических советах, сообщения на родительских собраниях, доклады на методических совещаниях классных руководителей, беседы, консультации, наблюдение.

 Только совместные усилия администрации, классных руководителей, медицинского работника и психолога обеспечивают первичную профилактику нервно-психических нарушений.

Вторичная профилактика. Она направлена на «группу риска», т.е. на тех студентов, у которых проблемы уже начались (в учении и поведении). Важно преодолеть эти трудности до того, как студенты станут социально или эмоционально неуправляемы.

Формы работы: консультации с классными руководителями, консультации с родителями (рекомендации, обучение их стратегии для преодоления выявленных трудностей у подростков), тренинги, беседы, лекции. Цель – формирование у студентов, их родителей, педагогов потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; повышение психологической культуры, при этом делается акцент на огромном вреде различных форм диструктивного поведения.

Третичная профилактика. Коррекционно- развивающая работа со студентами с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами. Проводится исследование индивидуально-психологической проблемы студентов и её коррекция по запросам родителей, преподавателей.

 Используется методика Л.Собчик «ИТО», методика Б.Морриса и Л.Олдхэма «Автопортрет вашей личности».

Формы работы: индивидуальная диагностика, консультации студентов, коррекционно-развивающая работа по индивидуальной программе, тренинги, работа Совета профилактики.

4.Работа по запросам студентов. Самопознание, личностный рост, уверенное поведение, развитие внутренней мотивации учения и пр.

Психологическое просвещение

Просвещение – важное направление деятельности психолога колледжа, представляющее собой совокупность методов, средств по информированию лиц, заинтересованных в психологических знаниях и имеющих отношение к воспитанию и образованию наших студентов.

Просвещение носит профилактический и образовательный характер. В первом случае речь идёт о предупреждении отклонений в развитии и поведении студентов посредством информирования родителей, преподавателей и студентов. Предметом информирования выступают причины возникновения отклонений, признаки, свидетельствующие об их наличии, а также возможные последствия для дальнейшего развития студента.

Во втором случае имеется в виду ознакомление родителей, преподавателей и студентов с различными областями психологических знаний, способствующих самопознанию, познанию окружающих людей и сферы человеческих взаимоотношений.

Просветительская работа также тесно переплетается с диагностической, консультативной видами работ. Просветительская работа осуществляется групповыми и индивидуальными формами (лекции, сообщения, беседы, занятия по психологии, дискуссии и др.). В психологическом просвещении используются и невербальные (наглядные) средства (специально оформленные брошюры, распечатка рекомендательных текстов, мини-тесты, анкеты и др.). Кроме того, в распоряжении родителей представлена подборка психологической литературы по вопросам семьи и брака, воспитания и развития детей. Для преподавателей подготовлена подборка психолого-педагогической литературы. Для студентов – подборка литературы по самопознанию и др.