Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A
close-drop

Психологическая коррекция и развитие

Психологическая коррекция  и развитие

Развитие – работа, направленная на создание условий развития студентов.

Психокоррекция – это направление практической психологи, основанное на системе психологических воздействий с целью исправления (изменения) отклонений и нарушений в психическом развитии.

«В рамках психологической службы образования речь не может идти отдельно о диагностике, отдельно о развитии или коррекции. Здесь должно существовать диагностико-коррекционное, диагностико-воспитательное (или развивающее) направление работы, единое по самой своей сути».   (И.В.Дубровина)

Коррекционная работа психологической службы колледжа включает целый психокоррекционный комплекс, состоящий из нескольких взаимосвязанных блоков, направленный на предупреждение появления и разрастание тех или иных нарушений в учебной деятельности и поведении студентов. Основная цель -  создание условий для развития психологически здоровой личности в процессе обучения. Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из особых методов и приёмов.

 

ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ КОЛЛЕДЖА

  1. Изучение практического запроса.

   Студенты с определёнными отклонениями и нарушениями в психическом развитии, выявленные в результате проведённой ранее психодиагностики.

   Обращения, которые поступают к психологу в виде запроса преподавателей, родителей, администрации или самих студентов.

  1. Формулировка психологической проблемы.

Запрос или требование, предъявляемые практикой, психолог переводит или преобразует в психологическую проблему. Проблема формулируется на основании изучения всей информации о студенте. Формулировка психологической проблемы происходит на основе анализа индивидуальных вариантов основных новообразований для юношеского возраста.

  1.  Выдвижение гипотез о причинах наблюдаемых явлений.

Когда психологическая проблема становится ясной, выдвигаются гипотезы о причинах нарушений в обучении, воспитании, развитии студента, о его потенциальных возможностях, о направленности его интересов.

(На 2-3 этапах параллельно проводится работа по формированию желания человека взаимодействовать, сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни, снятие тревожности, повышение уверенности студента в себе).

  1. Выбор метода взаимодействия или коррекционный, цель которого – гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, определёнными способами деятельности.

В рамках данного направления осуществляются следующие формы работы: тренинг, коррекционные  и развивающие занятия, обучающие встречи и т.п.

Коррекционно-развивающие занятия направлены на развитие общих познавательных процессов. Обучающие встречи направлены на развитие умений и навыков в конкретной деятельности.

Тренинг способствует приобретению навыков адекватного и эффективного поведения, саморегуляции, коррекции системы ценностей, потребностей (тренинг общения); помогает достижению уверенности в себе, формированию объективной самооценки, преодолению психологической защиты, развитию стрессоустойчивости и позитивного отношения к себе и другим, развитию эмоционально-волевой сферы (тренинг личностного роста). Даёт возможность видеть и оценивать себя через обратную связь с членами группы.

Психолог совместно с классным руководителем и администрацией разрабатывает возможные коррекционно-развивающие программы. В зависимости от выявленных проблем применяются различные виды психокоррекции:

1). Для исправления нарушений в сфере межличностного общения, развития коммуникативных способностей используются следующие методы практической коррекции:

   - социально-психологический тренинг «Учись нравственному самовоспитанию»;

   - тренинг межличностного общения («Я – это Я, и это здорово!»);

   - обучающие встречи;

   - групповая игротерапия («Окотерапия», «Мадам Шамкина», «Я ценю в тебе…» и др.)

2). Поведенческая коррекция осуществляется с помощью:

   - методов психологической релаксации, использующихся для повышения уровня нервно-психической устойчивости;

   - техник поведенческого направления; в частности методик, основанных на принципах положительного и отрицательного подкрепления («Подарок другу», «Ваза добродетелей», «Роза», «Три знаменитости», «Уверенное, неуверенное, агрессивное поведение», «Да» и др.).

   - методов арт-терапии (метод рисования себя в образе растения, методы свободного рисования, рисунок семьи в образе цветов, музыкотерапия).

Арт-терапевтичесие методы включают в себя два основных механизма психологического коррекционного воздействия: 1-й механизм – искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти её разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта. 2-й механизм – связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение».

3). Коррекция морально-нравственных норм и правил проводится следующим образом:

   - методы сказкотерапии, метафоры, притчи, позволяющие косвенно воздействовать на систему ценностей юношеского возраста, не вызывая при этом активного сопротивления с их стороны.

   - тематические беседы, располагающие к свободному откровенному общению (проводят классные руководители);

   - коррекционная работа с семьёй, по желанию родителей («Родительская поддержка», «Язык любви», арт-терапия «Семья через образы растений», Техника «Да» и др.); 

   - вовлечение студента в общественную работу колледжа.

4). Развивающие программы включают в себя:

   - тренинги саморазвития и самовоспитания («Обозначь проблему» - данная техника соединяет методы арт-терапию, метафору, психодрамму; «Декларация моей самоценности», «Служанка, принцесса, королева», «Выбор жизненно важных целей», арт-терапевтические технологии, «Ежедневник» и др.).

Известно, что плохая успеваемость, нарушение поведения, проблемы в межличностном общении часто могут быть вызваны нарушением Я-концепции студента, неадекватной самооценкой. Зачастую именно заниженная самооценка становится причиной многих бед студента. Коррекция самооценки – это длительный и тяжёлый процесс, но только позитивное отношение к себе, признание своих достоинств может помочь неуверенному человеку справиться с трудностями.

Для повышения самооценки и укрепления самоуважения студентов самой важной составляющей является атмосфера, в которой они находятся. Психолог, преподаватель и родители (желающие) создают обстановку психологической, педагогической и родительской поддержки и безопасности. Это – необходимое условие для оптимального развития Я-концепции студентов.

В этой работе принимают участие администрация, преподаватели, родители и психолог.

1). Администрация осуществляет организационное сопровождение проводимой работы.

2). Работа с педагогическим коллективом является связующим звеном между студентами и психологом. Психолог оказывает содействие в организации учебно-воспитательного процесса со студентами, даёт рекомендации по работе со студентами, у которых определённые сложности в обучении и общении. Совместно с преподавателями разрабатываются и осуществляются Развивающие программы («Технология успеха» и др.), цель которых – оптимизация учебного процесса, создание комфортных условий учебной деятельности студентов. В ходе реализации программ проводится отслеживание изменений в динамике развития студентов, их профессиональное становление, а также своевременное выявление возникающих проблем в поведенческой и эмоциональной сферах (осуществление психолого-педагогического сопровождения). В случае необходимости – вносятся дополнения в содержание программы.

3). Родители часто совершенно равнодушно относятся к психолого-педагогической пропаганде и своей более чем скромной роли в процессе воспитания, считая, что преподавателям всё равно не понять их проблем.

Исходя из вышесказанного, психолог совместно с классными руководителями проводит диагностику семьи (для желающих) («Анализ семейного воспитания», опросник  Э.Эйдемиллера и В.Юстицкиса) для более результативного изменения психологической установки родителей на повышение роли семьи в формировании личности. На основе полученных результатов семье оказывается психолого-педагогическая помощь (консультации, индивидуальная работа, родительские собрания, лекции, тренинги и т. п.). Работа с родителями ведётся администрацией, преподавателями, медицинским работником, психологом (анкетирование, наблюдение, беседа, просвещение, индивидуальная диагностика и др.).

И только после начала формирования правильной психологической установки родителей в реализации их воспитательно-образовательных функций и профессионального привлечения их к сотрудничеству, родители результативно оказывают родительскую поддержку своему ребёнку.

Итогом данного этапа является разработка рекомендаций, программы психокоррекционной или развивающей работы со студентами, осуществление этой программы и контроль  за её выполнением.

Методические разработки:

 I.Программы

  1. «Профилактика, диагностика и коррекция мотивации учения студентов» (основная программа психологической службы колледжа, разработанная автором). Цель – изменение мотивации учения, т.е. создание такой среды, в которой у человека активизируются важные для работы его собственные мотивы;
  2. «Я – это Я, и это здорово!» Авторская программа Работа с тревожностью, как показателем неблагополучного личностного развития);
  3. Учись нравственному самовоспитанию (социально-психологический тренинг);
  4. Застенчивость. Теория и методы их преодоления (психологическое занятие);
  5. «Свобода и ответственность» (тренинг личностного роста);
  6. Профилактика девиантного поведения (психо-коррекционная программа девиантного поведения);
  7. Тренинг «Разговор субличностей» (Техника создана на стыке 3-х направлений - гештальт-терапия Ф.Перлза, психосинтез Р. Ассаджоли, психодрама Я.Морено. Модифицирована И.В.Вачковым;
  8. Воля, сила воли, волевые качества (тренинг личностного роста);
  9. «Тренинг уверенности в себе» (Основывается в большей степени на бихевиоризме и бихевиоральной (поведенческой) терапии. Цель – обучение приспособительным умениям, полезным при столкновениях со сложными жизненными ситуациями). Источник: К.Рудестам «Групповая психотерапия»;
  10. Психологический тренинг внутригруппового взаимодействия;
  11. «Технология успеха» - программа, в которую вошли все мероприятия, способствующие повышению уровней мотивации учения и познавательной активности (авт.).

 

II.Методические рекомендации:

 

  1. «Язык любви». Работа с родителями как основа профилактики асоциального поведения детей,  подростков и юношества (родительская поддержка);
  2. Педагогическая  поддержка;
  3. Рекомендации по развитию учебной мотивации юношеского возраста;
  4. Как помочь ребёнку стать уверенным (для родителей);
  5. Как сдавать экзамены (для студентов);
  6. Развитие силы воли;
  7. Развитие внимания;
  8. Принципы хорошей работы памяти;
  9. Правила сохранения здоровья нервной системы;
  10. Активизация работы полушарий головного мозга;
  11. Развитие креативности;
  12. Правила повышения уровня интеллектуальных способностей;
  13. Принципы мудрого отношения к жизни.

III. Памятки:

1.Если ребёнок ушёл из дома (для родителей);

2.Справиться с тревожностью и гневом (для студентов);

3. Как справиться с последствиями трагедии;

4. Родительская поддержка;

5. Педагогическая поддержка;

6.Каталог негативных эффектов типичных родительских реакций (по Т.Гардону).

 

 IV.Тематические подборки:

1.Психогимнастические упражнения (разминка, снижение напряжения, снятие страхов, объединение группы, основная работа, рефлексия);

2. Притчи;

3.Рефлексия как механизм личностного развития (подбор упражнений);

4. Страхи. Теория и методы их преодоления (подбор упражнений);

5. Арт-терапия (теория и технологии);

6.Мотивация (теории и технологии);

7.Тревожность (теории и технологии);

8.Креативность (теории и технологии).

 

         V.Стимульный материал:

Внимание;

  1. Акцентуации в рисунках;
  2. Темперамент;
  3. Эмоции;
  4. Эмоции. Внимание. Сознание;
  5. Декларация моей самоценности;
  6. Адаптация;
  7. Типология терпимого, толерантного и нетерпимого отношения педагогов к детям (для преподавателей);
  8. Декларация моей самоценности;
  9. Типология терпимого, толерантного и нетерпимого отношения педагогов к детям (консультация для преподавателей). Е.Клепцова, кандидат психологических наук.

 

  VI.Техники: 

  1. «Да» (Г.Курлов,автором дополнена и расширена);
  2. «Призма» (авторская разработка);
  3. «Да, нет, может быть» (А.О.Захаркина, курсы повышения квалификации педагогов-психологов при РУНМЦ, 2008г.);
  4. «Трансформации» (подбор упражнений трансформирующих диструктивные мысли, чувства,поступки в конструктивные. Техника Р.В.Сальниковой дополненная автором);
  5. «Аутотренинг» (Ю.В.Терещенко «Практическое руководство по аутотренингу»);
  6. «Хочу, могу, имею» (И.Ш.Шавлиева, курсы повышения квалификации педагогов-психологов при РУНМЦ, 2008г.);
  7. «Я должен. Я хочу» (Н.А.Корнилова, курсы повышения квалификации педагогов-психологов при РУНМЦ, 2008г.);
  8. «Сам себе режиссёр» (Р.Т.Байярд, Дж.Байярд; модифицирована
  9. «Я – есть…» (авторская подборка упражнений для повышения самооценки);
  10. Символдрама. (Е.Ю.Пискаева, курсы повышения квалификации педагогов-психологов при РУНМЦ, 2008г.);
  11. «Проблема» (арт-терапия, метафора, психодрамма);
  12. «Выбор жизненно важных целей» (авторская разработка);
  13. «Кинотеатр» (Развитие способности посмотреть на ситуацию со стороны, НЛП, курсы повышения квалификации педагогов-психологов при институте им. М.Шолохова, 2005г.);
  14. «Ассоциации» (ситуативный анализ);
  15. «Разговор со сменой позиции (Мечтатель, Скептик и Реалист). Р.Ассаджоли, модификация И.В.Вачкова.
  16. «Рисунок семьи в образах цветов (растений)», арт-терапевтическая техника (модификация Л.Лебедевой).
  17. «Горе, утрата» (О.Попова, курсы повышения квалификации педагогов-психологов при РУНМЦ. Цель – перевод горя в светлую тихую грусть);
  18. Релаксация;
  19. «Мои ресурсы» (авторская подборка упражнений) и др.

5.Блок оценки эффективности коррекционного воздействия. Измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.