Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A
close-drop

Психологическая диагностика и прогнозирование

Психологическая диагностика и прогнозирование

Задачи психодиагностики – дать информацию об индивидуально-психических особенностях студентов, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает, - преподавателям, родителям, мастерам производственного обучения, т.е. выявить особенности поведения и психического состояния студентов с целью определения дальнейших путей и форм помощи.

В основе практической психологической диагностики – целостное изучение личности ребёнка в её взаимодействии с окружающей средой, утверждал Л.С.Выготский. Он предупреждал, что мы никогда не поймём до конца человеческой личности, если будем рассматривать её статически, как сумму проявлений, поступков и т.п., без единого жизненного плана этой личности, её лейтлинии, превращающей историю жизни человека из ряда бессвязных и разрозненных эпизодов в связный, единый биографический процесс. Всякое развитие в настоящем, базируется на прошлом развитии и имеет перспективу развития в будущем. Л.С.Выготский писал: «В сущности, это понимание психологических явлений не только из прошлого, но и из будущего не означает ничего другого, кроме диалектического требования – принимать явление в вечном движении, вскрывать в явлениях их тенденцию, их будущее, детерминированное их настоящим». Ту же мысль высказывает С.Л.Рубинштейн: «Наличное бытие – продукт предшествующего развития, внутренних предпосылок или условий, складывающихся в ходе предшествующего развития, которое в процессе взаимодействия с миром определяет будущее формирование человека, его внутренние условия».

В классических работах Д.Б.Эльконина и его сотрудников Л.И.Божович, М.И.Лисиной, И.В.Дубровиной и многих других психологов проблема «соотношения возрастных и индивидуальных особенностей» поднималась как одна из центральных для понимания личностного развития. Конкретные исследования в этом направлении, проведённые в 1960-1970-х годах, затронули такие сферы развития, как познавательная деятельность и общение, а также некоторые стороны личностного развития.

В 1980-1990-х годах внимание к индивидуальным особенностям развития стало заметно возрастать. И уже в настоящее время можно видеть, как на первый план всё более выдвигаются задачи понимания индивидуальности ребёнка, его всегда уникальной линии развития, при этом понятие «индивидуальность» приобретает самостоятельную ценность (Третья международная научная конференция «Индивидуальность в современном мире», проведённая в Смоленске в 1999г.). Сначала эта тенденция коснулась наиболее проблемных детей – так называемых трудных, педагогически запущенных, неуспевающих, детей с акцентуациями характера, отклоняющимися формами поведения и т.д. В дальнейшем она стала распространяться на всё более разнообразные варианты собственно нормального развития, которое, как известно, вовсе не исключает трудностей и проблем. Об этом свидетельствует широкий круг исследований, направленных на изучение своеобразия развития детей, а также детей с конкретными трудностями в эмоционально-личностной, познавательной и других сферах.

Исходя из методологии системного подхода и опираясь на понятие психологического возраста как на единицу анализа развития, логично принять в качестве исходного момента разработанную в отечественной психологии схему возрастной периодизации развития, поскольку в ней зафиксированы главнейшие вехи нормативного хода развития (в виде базовых психологических новообразований). В таком случае специфика возрастно-психологического подхода к дифференциальному аспекту развития личности будет заключаться в том, чтобы проанализировать все наиболее значительные возрастные новообразования с целью определения тех качественно специфических форм, в которых они возникают. Иначе говоря, суть подхода основывается на положении, что важнейшие возрастные новообразования формируются в индивидуально-типической форме. Если будут описаны основные формы, типы, варианты развития всех важнейших психологических новообразований, а уже на их основе – и многообразие индивидуальных особенностей.

В частности, такая задача была поставлена Л.С.Выготским: «Перед современной педологией встаёт задача вместо статистической, абстрактно построенной типологии создать динамическую типологию трудновоспитуемого ребёнка, типологию, основанную на изучении реальных форм и механизмов детского развития, обнаруживающих себя в тех или иных симптомокомплексах». По Выготскому, создать «педологическую клинику трудного детства и означает эмпирически и теоретически выделить и описать богатства их каузально-динамических связей во всей полноте их кондиционально-генетической обусловленности, основные типы, механизмы и формы развития нормального и аномального ребёнка». Понятно, что задачу исследования проблем развития и юношеского возраста, нужно связывать с установлением основных его типов, отражающих саму динамику становления в онтогенезе.

Таким образом, измерение той или иной психической функции или выявление личностной характеристики вне контекста целостного развития человека не имеет смысла для практического психолога.

Учитывая вышесказанное, специфику нашего колледжа и потребности членов коллектива, проводился тщательный подбор методов исследования. Диагностика имеет системный, комплексный характер, т.е. охватывает все сферы личности: эмоционально-волевую, познавательно-мировоззренческую, действенно-практическую.

Методики диагностического обследования

1.Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению студентов. Этот метод основан на опроснике Ч.Д.Спилбергера, направленный на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности. Модификация опросника для изучения эмоционального отношения к учению для использования в России осуществлена А.Д.Андреевой (в 1987г.).

2.Методика «Шкала тревожности», разработанная по принципу «Шкала социально-ситуационной тревоги» Кондаша (1973г.). Особенность этой методики в том, что в ней испытуемый оценивает не наличие симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу, т.е. позволяет выявить области действительности, объекты, являющееся для студента основными источниками тревоги (определение ситуационного показателя).

3.Тест «Диагностика настроения» - первичный тест (BDI) Д.Бернса, выявляет нормальное эмоциональное состояние или наличие определённого уровня тревожности по подтверждению испытуемым наличием у него определённых симптомов (безобъективная тревожность - «внеобъективная»).

4.Методика «Социометрия». Выбор этой методики сделан не только для выявления межличностных отношений, но и для изучения зависимости между социометрическим статусом студента и его уровнем мотивации учения и эмоционального состояния. (Подготовка материала для дальнейшей работы в этом направлении).

            5. Тип акцентуации характера (тест К.Леонгарда в модификации В.Ф.Сафина).

6. Методика Л.Н. Собчика «Диагностика индивидуально- типологических свойств и межличностных отношений», которая позволяет определить степень выраженности личностных свойств в целях профориентации, индивидуализации педагогического подхода, а также степень социально- психологической адаптированности. Методика удобна для оптимизации учебного процесса и дифференцированного подхода при выборе воспитательных мер, а также при выборе мер психологической коррекции.

Именно поэтому эта методика включена в программу с целью более полного изучения личности студента, у которого результаты исследования по методикам 1-3 явно говорят о необходимости дополнительного исследования, либо необходимости психологической помощи. Именно на основе результатов диагностики по этой методике составляется индивидуальная коррекционная программа, которую проводит педагог- психолог (методика применяется на индивидуальных занятиях).

7.Методика Л.Б.Морриса, Д.М. Олдхэма «Автопортрет Вашей личности», где рассматривается система определения типа личности и пути взаимодействия её с ключевыми сферами жизни.

8.Опросник «САМОАЛ» А.Маслоу (адаптированный Э.Шостром, ученицей А.Маслоу), для определения уровня самоактуализации (или уровня качества своей жизни).

9.Опросник Д.Айзенка «Определение темперамента».

10.Тест Айзенка «Коэффициент интеллекта».

11. Методика анализа семейного воспитания (АСВ, опросник Э.Эйдемиллера и В.Юстицкиса). Определение типа семейного воспитания, типа отклонения семейного воспитания и изучение психологических причин отклонений в семейном воспитании, если таковые имеются.

Для группового обследования используются методики 1, 2, 3, 4, 5, 9, для индивидуального  -  6,  7,  8,  10.

Для более тщательного исследования изучаемого психологического явления (в чём суть изучаемого явления) результаты обследования заносятся в журнал протоколов «Журнал учёта результатов психологической диагностики» и в психологические паспорта учебных групп. Результаты анализируются, статистически обрабатываются и представляются в виде таблиц, графиков, диаграмм.

Алгоритм заключительного этапа психологической диагностики:

- на основе анализа собранных данных об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности студента формулируется заключение, иными словами - «психологический диагноз». Это центральный, по определению Л.С.Выготского – узловой, этап, во имя которого развёртываются все предшествующие и исходя из которого могут строиться последующие. Диагноз ставится с учётом соотнесения полученных в обследовании данных с тем, как выявленные особенности проявляются в жизненных ситуациях и возрастного анализа полученных данных, с учётом зоны ближайшего развития:

- прогнозирование (что может произойти, если всё оставить без изменений; что может произойти, если воспользоваться рекомендациями педагога - психолога).                

- разработка общих рекомендаций по работе с группой студентов, которые прошли обследование.

- более детальные частные рекомендации даются психологом:

а) непосредственно классному руководителю той группы, в которой выявлены студенты с определёнными трудностями в учении, общении, в умении управлять своим эмоциональным состоянием и т.д. (во время методической консультации);

 б) родителям студентов, у которых выявлены определённые трудности психологического характера (на консультации для родителей);

 г) студентам (на индивидуальной консультации).

     Далее осуществляется формирование группы «риска» из числа студентов, у которых выявлен низкий уровень мотивации учения, высокий уровень тревожности или находятся на грани клинической депрессии, а также обнаружены выраженные акцентуации характера (возбудимый, застревающий типы), приглашаются к психологу, чтобы пройти более углубленную диагностику по методикам индивидуального обследования 2.6, 2.7. Результаты дополнительного обследования заносятся в карточку индивидуального приёма.

    Итогом проводимой работы становится разработка групповых и индивидуальных развивающих и коррекционных программ.