Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A
close-drop

ГАПОУ СКСиПТ

О нас

Психологическая помощь

Мотивация учения

     Здравствуйте, уважаемые студенты! Недавно мы с Вами (со студентами первых курсов 3 площадки) провели тестирование на мотивацию учения и эмоционального отношения к учению. По результатам диагностики мы с Вами встречались с группой и говорили на тему «Мотивация учения». К сожалению не со всеми мы смогли «поговорить тет-а-тет», поэтому давайте «поговорим» еще раз на эту тему. Так что же это такое «мотивация» и зачем она нужна? В самом общем плане под мотивом понимается любое внутреннее побуждение человека к деятельности, поведению, т.е любое наше действие, поступок мотивирован чем – то. Например, всегда, если человек себя плохо ведет, нужно искать мотив. Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включённой в деятельность учения. Своеобразие учебной мотивации состоит в том, что в процессе ее деятельности обучающийся усваивает знания и формируется как личность. Доказано, что одним из главных условий успешного обучения является мотивация учения. Мотивы могут быть познавательными, если они связаны с содержанием учения, и социальными, если связаны с общением учеников друг с другом и преподавателями. Причинами снижения мотивации, зависящими от преподавателя, являются неправильный подбор содержания учебного материала (например, вызывающею перегрузку), неумение строить отношения с обучающимися, организовывать взаимодействия студентов друг с другом: особенности личности учителя. Причинами снижения мотивации зависящими от обучающего являются низкий уровень знаний: несформированность учебной деятельности, и. прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний: реже - несложившиеся отношения с группой; в единичных случаях - задержки развития. Всегда ли «наша мотивация» зависят от окружающих нас людей, педагогов. Конечно же нет. Вы, уважаемые студенты, в таком возрасте, когда «Ваши мотивы» зависят от Вас. Потребности, мотивы, стимулы — ягоды одного поля. Не последнюю роль играют стимулы, им отводится роль «спускового механизма» в достижениях (если есть цель). Стимулировать – значит подталкивать, побуждать к чему – либо. Так уж мы устроены, что без постоянных напоминаний и понуканий, собственных или внешних усилий, а часто и прямого принуждения не можем сдвинуться с места, недостаточно активно учимся, трудимся, живем по инерции. Необходимо стимулировать себя на мотив достижения успеха. Мотив достижения – стремление личности добиваться успехов и избегание неудач с целью повышения или сохранения самоуважения, самооценки. А мы с Вами уже говорили, что такое самооценка. Самооценка в деятельности – это оценка своих возможностей в конкретном виде деятельности. Давайте определим: готовы ли мы мотивировать и побуждать себя для достижения цели, для повышения своей самооценки. Если да, то необходимо научиться процессу самоопределения и настраивания на преодоление себя, на формирование установки к деятельности и тем самым — на обеспечение готовности к обучению. Для этого необходимо:

  1. Выработать способность контролировать себя и поддерживать устойчивое произвольное внимание при изучении материала;
  2. сдерживать свои эмоции, свою импульсивность при выслушивании других, а также формировать рассудительность при ответах;
  3. вырабатывать способность к элементарным обобщениям

Эти развитые способности позволят быть активным при восприятии и усвоении лекционного материала: слушать, писать краткий конспект, составлять свои логические схемы

Упражнение «Анализ своих оправданий»

Большинство причин неудач являются внутренними, т.е. мы сами виновны в том, что недостаточно работали и не достигли успеха. Когда мы ссылаемся на то, что у нас очень много дел и мы очень перегружены, то это может свидетельствовать:

А) о неумении организовать свою деятельность;

Б) о неумении определить приоритеты (что главное, а что второстепенное);

В) об отсутствии привычки систематически работать

Задания

1. Попытайтесь объяснить (оправдаться), почему вы не выполнили то, что задумали, почему не приложили достаточных усилий для достижения поставленных перед собой целей.

2. Запишите подробно все оправдания. Например: «Я не выполнил задание потому, что:

1) Очень много дел,

2) Не достаточно способностей,

3) Никто не помог.

3. Проанализируйте Ваши оправдания. Подумайте:

1) Почему Вы используете именно такие оправдания?

2) Зависит ли от Вас или от внешних обстоятельств (которые Вам неподконтрольны)?

4. Поразмышляйте, какие мероприятия следует провести, чтобы исправить положение.

Упражнение «Попроси самого себя».

Цель: это упражнение следует выполнять тогда, когда вы должны сделать что-то важное, но Вам не хватает побуждения (желания и энергии работать).Человек может просить и побуждать к деятельности не только других, но и самого себя. Иногда, когда нет желания работать, общение с самим собой, убеждение и просьба, обращённые к самому себе, помогают преодолеть трудности самоорганизации. Прибегая к разнообразным вариантам влияния на себя, вы можете найти наилучшие приёмы самопобуждения. Человек накапливает опыт влияния на других людей; так же он может тренироваться и в самопобуждении.

Задания

1. Попросите себя обязательно выполнить что-то важное для вас. Можете использовать аналогичные приёмы, когда просите других выполнить что-то. Используйте:

- убеждение в необходимости деятельности;

- просьбы и ласковые слова.

2. Напишите 2 варианта просьбы и убеждения самого себя. Выберите наилучшие варианты.

3. Выработайте общие правила, принципы убеждения самого себя.

Упражнение «Позитивное отношение к ошибкам»

Следует осознавать, что ошибок и неудач не стоит пугаться; над ними необходимо работать, поскольку они очень полезны как материал для самоусовершенствования и стимул к деятельности.

Задания

1. Поразмышляйте и запишите свои высказывания, которые выражали бы позитивное отношение к неудачам и ошибкам и перспективу их преодоления. Эти изречения вы можете применять для поддержки как своей мотивации, так и мотивации других людей.

2. Тщательно проанализируйте неудачу, которую вы пережили недавно (или когда-то раньше). Поразмышляйте над каждой ошибкой, определите, какие ваши навыки и способности недостаточно развиты и нуждаются в совершенствовании.

Упражнение «Скажи в трех словах себе»

Скажи в трех словах себе когда (определи сам сроки) и каким ты планируешь стать.

УЧИТЕСЬ ОПТИМИЗМУ!!!!