Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A
close-drop

Конфликт и пути разрешения.

        Уважаемые студенты, здравствуйте! Кто-то из Вас живет дома с родителями, кто-то в общежитии; Вы учитесь, встречаетесь с множеством людей. У каждого из Вас есть свое мнение, сложилось свое мышление, восприятие жизненных ситуаций. Это хорошо. Но иногда наши «взгляды» не совпадают с «взглядом» другого человека. Это нормально. Вопрос в том, как мы «отстаиваем» свою точку зрения. Всегда ли наша дискуссия, спор, обсуждение должен переходить в конфликтную ситуацию. Давайте поговорим, что такое конфликт и нужен ли он?  Конфликты занимают существенное место в нашей повседневной жизни. Это нормально и естественно. Назначение конфликта состоит в том, чтобы через его решение снять назревшее в нем противоречие. Конфликт в подростковой среде - это когда подростки с различными взглядами, чертами характера совсем не могут ладить друг с другом, в корне различаются их взгляды и цели. Как правило, тесные контакты между людьми, потенциально содержат в себе и множественные виды межличностных связей, и одновременно - в явном или скрытом виде - противоречия в целях и интересах. Напряженная социальная, экономическая и экологическая ситуация обуславливают нарастание негативных тенденций в становлении личности подрастающего поколения. Среди них особенную тревогу вызывают повышенная тревожность, духовная дезориентированность  подростков, возрастание жестокости, агрессивности, потенциальной конфликтности. Наиболее остро эти тенденции проявляются в подростковом возрасте - остропротекающем периоде перехода ребенка из собственно детства во взрослую жизнь. Конфликт, как явление действительности, становится конфликтом лично для нас тогда, когда столкнувшиеся в нем противоречия личностно для нас значимы. Хотя, в общечеловеческом масштабе они могут показаться совершенно бессмысленными. Поведение человека в конфликте характеризуется большой степенью напряженности, как физической, так и психологической. Это объясняется тем, что столкновение требует концентрации сил и направленности всех духовных, психологических ресурсов на выход из положения. Чем сложнее конфликт, тем больших сил он требует. Если мы не выдерживаем, то нарушаем правила поведения: повышаем голос, размахиваем руками, что неизменно ведет к дальнейшему сожалению о случившемся и чувству стыда. Переход участников ситуации к конфликтному взаимодействию начинается с действий одного из них, того, кто проявляет инициативу конфликта, и, по крайней мере, на начальном этапе конфликта может рассматриваться как его инициатор. Если и на других стадиях конфликта инициатива действий чаще остается за одной стороной, то она может рассматриваться как активная сторона, а другая - как пассивная. Успешное разрешение конфликта требует учета интересов всех участников конфликта. В этой связи важно иметь в виду не только его непосредственных участников - тех, между кем собственно и развивается конфликтное взаимодействие, но и других лиц, чьи интересы могут быть затронуты данной ситуацией и, чья позиция может иметь влияние на исход конфликта. В сущности, они могут рассматриваться как пассивные участники данной конфликтной ситуации. В конфликте важно действия участников. В совокупности они образуют то, что называется конфликтным взаимодействием. Так вот- воздействие друг на друга с  «сохранением лица».

Конфликтные ситуации

Первый - уход от разрешения возникшего противоречия путем перевода разговора в другое русло (ссылка на недостаток времени, на неуместность, несвоевременность). Такой исход конфликта - просто откладывание его. Эта тактика дает возможность обеим сторонам остыть, найти оптимальный вариант выхода из конфликта. Но в большинстве случаев уход лишь переносит конфликт в ближайшее будущее, поэтому такой исход малопродуктивен, ибо оставляет проблему на завтрашний день.

Второй вариант исхода конфликта - сглаживание, когда одна из сторон соглашается с претензиями, но только в данный момент. Обвиняемый старается успокоить партнера, снять эмоциональное возбуждение, но это не означает, что он принял к сведению претензии обвинителя или осознал предмет спора. Просто не теперь и не сейчас. Эта тактика подрывает доверие партнера, ведь он через некоторое время обнаружит, что его слова не возымели никакого действия, ему пообещали, но обещания не исполнили.

Третий вариант - конфронтация. Это малопродуктивный исход конфликта, когда никто из участников не принимает во внимание мнение другого. При конфронтации, когда разумные доводы использованы, ситуация может дойти до личных оскорблений. В этом случае для разрешения ситуации необходимо третье лицо (арбитр) и соблюдение правил дискуссии.

Четвертый  вариант исхода конфликта, еще более непродуктивный, чем конфронтация, - принуждение. Под этим исходом понимают прямолинейное навязывание такого варианта исхода конфликта, который устраивает инициатора. Принуждение быстро и решительно устраняет причину недовольства инициатора конфликта, но у оппонента постепенно нарастает недовольство. Как только исчерпывается возможность для принуждения, добрые отношения между партнерами разрываются.

Самое гармоничное разрешение конфликта  - компромисс -  открытое обсуждение мнений и позиций, для того чтобы найти решение, приемлемое для обеих сторон конфликта, т.е. умение договариваться друг с другом. Обе стороны в спокойном тоне приводят свои аргументы, факты, которые подтверждают их правоту. Затем каждый решает, на какие уступки он пойдет. И это всегда взаимные уступки. Нужно чем-то пожертвовать, чтобы что-то получить. Людям не хватает в жизни компромисса. Они склонны впадать в крайности и жить на полюсах своих мнений. Им порою так трудно разминуться на узком мосту, что приходится сталкивать встречного с пути.

Умейте слушать друг друга

 

Упражнение: Разноцветные воздушные шары

Закройте глаза и сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Подумайте недолго о том, что в данный момент вызывает у Вас наибольший стресс, и подберите для этого раздражителя ключевое слово. Если речь идет о каком-то человеке, пусть таким словом будет его имя. Представьте себе, что Вы записываете это слово на маленькой доске - темным цветом, угловатыми кривыми буквами. Затем в своем воображении начните менять элементы этой надписи. Пусть буквы приобретут более мягкое начертание и пастельные цвета, станут округленными и приятными. Пусть вся доска окрасится в яркие жизнерадостные цвета, а записанное на ней слово мало-помалу потеряет связь со своим неприятным содержанием. В заключение подвесьте к доске множество разноцветных воздушных шаров и дайте ей просто улететь.