Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A
close-drop

Рекомендации педагогу по взаимодействию с подростком с девиантным поведением

Девиантное поведение представляет собой особую форму отклоняющегося поведения, при котором личность утрачивает понятие нравственных ценностей, общественных норм и полностью сосредоточивается на том, чтобы удовлетворить свои нужды. Девиантное поведение подразумевает под собой обязательную деградацию личности, потому как просто невозможно прогрессировать, причиняя боль другим. Человек меняется буквально на глазах: он теряет чувство реальности, элементарный стыд и всякую ответственность.

Психология девиантного поведения такова, что личность часто не осознает, что действует разрушительным образом. Она не хочет вникать в нужды окружающих, ее не заботят чувства близких людей. Девиантное поведение отнимает у человека возможность здраво мыслить и рассуждать.

Причины девиантного поведения подростков

1.Биологические причины девиантного поведения (органическое поражение головного мозга вследствие патологии беременности и родов; патология нервной системы; соматическая ослабленность; наследственная отягощенность психическими и наркологическими заболеваниями)

2.Психологические факторы, в которые включаются нали­чие психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выража­ются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, невра­стении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы

  1. Социально-педагогические факторы выражаются в дефек­тах школьного, семейного или общественного воспитания
  2. Семейные причины девиантного поведения (смерть родителей; конфликтные отношения между родителями; асоциальное или криминальное поведение близких членов семьи; психические заболевания родителей; жестокое обращение, насилие в семье)
  3. Морально-этические факторы проявляются, с одной сто­роны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с дру­гой — в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения.

 Основные принципы работы с подростком девиантного поведения:

  1. Признание личности с девиантным поведением.Все дети и особенно дети с девиантным поведением имеет право ошибаться, быть несостоятельным в чем-либо, быть не таким, каким хочет его видеть общество. Педагог должен признать личность подростка с девиантным поведением, его право на выбор траектории учебной и другой деятельности. При этом выборе педагог должен быть рядом, оказывать ему помощь и поддержку.
  2. Гуманизм.Деятельность педагога должна быть направлена на сохранение и укрепление психического здоровья подростка с девиантным поведением.
  3. Честность и открытость.Педагогу необходимо говорить подростку с девиантным поведением и его семье о том, что происходит на самом деле.
  4. Зона ближайшего развитиякак принцип выбора форм и методов работы. Педагогу необходимо учитывать запросы и возможности детей с девиантным поведением и их родителей для того, чтобы выбирать способы взаимодействия с ними.
  5. «Плохое» поведение- привычный способ адаптации подростка к окружающей среде. Педагог должен это знать учитывать.