Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A
close-drop

Концепция модели деятельности педагога-психолога

Концепция модели деятельности  педагога - психолога

Базовая концептуальная позиция психологической службы колледжа построена на деятельном научно-теоретическом подходе (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин), который оперирует возрастными новообразованиями в контексте смены ведущих типов деятельности субъекта.

Л.И.Божович в описании юношеского возраста главное внимание сосредотачивает на развитии мотивационной сферы личности: определение своего места в жизни, формирования мировоззрения и его влиянии на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание. Решающее значение придаётся динамике «внутренней позиции» формирующейся личности. «Внутренняя позиция» складывается из того, как юноша (девушка) на основе своего предшествующего опыта, своих возможностей, своих ранее возникших потребностей и стремлений относится к тому объективному положению, какое он занимает в жизни в настоящее время и какое он хочет занимать. Именно эта внутренняя позиция обусловливает определённую структуру его отношения к действительности, к окружающему миру и к самому себе. «Через эту внутреннюю позицию и преломляются в каждый данный момент воздействия, идущие от окружающей среды». (Л.И.Божович).

Д.Б.Эльконин в статье, одобренной В.В.Давыдовым омечает, что у 15-17-летних ведущей становится учебно-профессиональная деятельность, благодаря которой у старшеклассников формируются определённые познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, самосознание.

Но личность студента в них зачастую сводится к его роли учащегося. Внутренний мир личности, её свобода, внеучебная  деятельность, инициатива, дружба, любовь выпадают из неё как нечто не существенное, второстепенное.

Гуманистический подход нисколько не умаляет ценности обучения и важности освоения компетенций, а как бы вживляет их в свой контекст, включает в новые системные отношения, поднимая при этом планку образования на принципиально иную – благородную – высоту развития индивидуальности и самоактуализации человека. В качестве основных предметов анализа здесь выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Решающую роль в жизни и развитии человека играет его представление о самом себе, его Я-концепция. Принципы: человек целостен; человек открыт к самореализации; человек не детерминирован только внешними ситуациями; главная психологическая реальность – переживания человека и др. Коррекционные и развивающие технологии данного подхода позволяют ускорить процесс самопознания. Технологии из области арт-терапии успешно используются в семейной терапии, профилактики девиаций, суицида, в выработке адекватного поведения и повышения самооценки, а также при развитии творческих умений. Помогает освобождению от конфликтов и сильных переживаний, является средством развития внимания к чувствам, усиления ощущения собственной личностной ценности. Является вспомогательным средством для интерпретаций и диагностической работы, дисциплинирующей и контролирующей силой.

Индивидуализация не самоцель для личности. Она, в свою очередь, должна становиться предпосылкой личностного развития.

 «Индивидуализм, ставший доминантой развития, губит индивидуальность людей и своеобразие наций». (К.Н.Леонтьев, философ)

Антропологический подход привносит идею полноты развития личности, развитие базовых, родовых способностей человека. При этом развитие личности не исключает, а включает в себя другие функции развития, приводя их на основе принципа иерархии (соподчинения) к состоянию согласия и взаимодействия.

Извечная проблема добра и зла побуждает искать высшие (спасительные) ориентиры, укрепляющие и направляющие человека. В контексте истории и культуры – это духовная традиция как основа обретения человеком своей родовой сущности. Здесь человеческое бытие становится самим собой, лишь превращаясь в событие, когда свобода как любовь к Себе развивается до свободы как любви к Другому. И всякий раз, когда мы относимся к Другому как к своему Ты, в таком отношении проглядывает гармония. Главная цель данного направления – создание таких условий развития личности, чтобы она захотела найти в себе зёрна нравственного достоинства и деятельного стремления к добру, захотела их прорастить и дать им силу.

Базовая концепция деятельного подхода, дополненная гуманистическим и антропологическим подходами оказывают ощутимое влияние на систему развития личности юношеского возраста. Единство этих подходов, основанное на принципе иерархии (соподчинения и взаимодополнения) превращают работу практического психолога в настоящее искусство, несущее добро и реальную помощь.